Когда-то я пытался облечь в слова свое понимание того, как сделать текст привлекательным для читателя.
Процесс завис где-то на пункте перехода к сюжету, да так и остался по сути не законченным.
Но чтобы он без дела не болтался, я решил его повесить - вдруг и правда кому-нибудь поможет.
Не ждите никаких долгих выкладок и примеров чужих работ. Кроме того, явно не увидите здесь ни словарных определений, ни сложных доказательств того или иного суждения. Соответственно, не факт, что будет привязка к стандартным литературным определениям.
Исключительно короткие зарисовки на заданную тему.
Идея.
Что есть идея знает каждый. Идея – это вдохновение, мысль, которую автор стремится донести до читателя, то, что вы хотите рассказать. Она может быть простой («воровать не хорошо») или сложной («а вот это на самом деле было потому что вот так было»). Но она должна быть.
Рассказ без идеи – это все равно что парус без мачты – лежит себе грязной тряпкой на полу и не способен принести никакой пользы. Разве что укутаться, если холодно.
Так вот, переходя к конкретике – как определить идею своего рассказа? И что именно считается идеей?
Теоретический пример: «А не написать ли мне о том, как Милана пришла к Мечеславу и вызвала его на дуэль?» Является ли это идеей?
Увы, нет.
Главный вопрос, который должен задать себе каждый автор: «Что я хочу донести до читателя?» Какие эмоции читатель должен почувствовать, добравшись до конца рассказа, долго ли он будет вспоминать текст и героев? Для этого можно просто взять лист бумаги и написать на нем то, что пришло в голову: «Милана пришла к Мечеславу и вызвала на дуэль». Получилось неплохое и очень краткое описание рассказа. Однако, совершенно нежизнеспособное в гордом одиночестве. Любому тексту нужна задумка, тайна, интрига. А значит, Милана не просто так придет к Мечеславу, а исключительно по поводу. Что может быть поводом? Я не буду вдаваться в подробности каноничных персонажей, потому что на самом деле одним фанфикшеном творчество не ограничивается, просто скажу, что поводом может служить любое действие/слова свойственные данным персонажам. С оригинальными текстами просто – персонажи задаются авторами, и автор знает, как они поступают и что они думают. С чужими сложнее – у всех действий есть логическая база (о сумасшедших и неуравновешенных личностях речи сейчас не идет) – и соответственно, чтобы воевода пришла к барону с вызовом на дуэль должно было произойти нечто неординарное. Вот это и есть идея рассказа – это самое нечто неординарное.
Читателя надо заинтересовать, удержать и заставить испытать эмоциональный оргазм. Конечно, сказано достаточно грубо, но так оно и есть. Чтобы заинтересовать читателя – ему надо рассказать либо то, чего он еще не знает, либо подать известное блюдо под новым соусом.
Поиск идеи.
Это хорошо, когда вы вдруг придумали, о чем писать. Гораздо чаще бывает, что хочется писать, но не знаешь о чем. Хуже всего, когда просят что-то, но не конкретизируют. Пример: «Напиши мне о чуде и фее.» Заказчик сказал и он доволен – думать о том, что именно ему написать предстоит вам. И главное, как всегда, написать интересно, качественно, с идеей.
Итак, цель ясна – найти идею рассказа. Найти то, что будет интересно писать и, главное, не менее интересно читать. Тем, кто не согласен со вторым пунктом я бы рекомендовал определить для себя – нужны ли вам читатели? И если ответ отрицательный – то зачем вы читаете это?
Впрочем, вернемся.
Сам по себе поиск идеи, когда в голову не приходит ничего – ни темы, ни краткого описания – занятие не благодарное и иной раз бесполезное. В таком случае идею нужно ждать, или пытаться словить «за хвост» внимательно смотря по сторонам, слушая, пропуская все через себя. И вариантов – тысячи. Главное выбрать среди них правильный – именно тот, который в итоге понравится вам.
Когда вы нащупаете верную дорогу, сумеете поймать конец нити, что может привести вас к искомому, главное не начинать суетиться. Чаще всего идеи рождает ваше подсознание – цепочка каких-либо слов, ассоциаций и совершенно нелогичные для постороннего выкладки – и вот, идея готова. Простой пример: «Слушай, а почему бы нам завтра не купить сыру и не сделать фондю? – Точно! Я напишу о том, что Мечеслав отравил любовницу Миланы!». Здесь логика просматривается, если поискать, но бывает что и одно слово наталкивает на нужную мысль. И тут-то нужно осторожно обдумывать то, что родило ваше подсознание и на первых порах не подпускать к этому зверя-обоснуя. Ибо загрызет.
Далее, снова лист бумаги и текст: «Мечеслав отравил любовницу Миланы.»
Уже горячее, во всяком случае, эта фраза несет в себе сразу несколько выводов – у Миланы была любовница. Мечеслав отравил любовницу воеводы. Сразу появляется вопрос: Зачем он это сделал?
Отвечать или нет на этот вопрос, автор решает сам. Потому что можно оставить это за кадром, но в таком случае рассказ нужно будет наводнить другими событиями и сюжетными линиями. Если отвечать на вопрос «зачем?», то нужно сначала для себя понять – кто или что заставило Мечеслава пойти на такой шаг и что будет теперь?
«Допустим, что любовница воеводы была челом, и по уразумению окружающих никакой опасности не представляла. Но, так же допустим, у Мечеслава были свои каналы выяснения информации, и в частности предсказание, что именно эта чела существенно повредит Великому Дому Людь. И нужно как можно быстрее от неё избавиться. И чтобы без следов.
Барон выбирает яд и чела мертва. Милана узнает об этом и вызывает барона на дуэль.»
Вот и пришли к первой записи.
«Милана вызвала Мечеслава на дуэль».
Ну а теперь в голове сами собой начинают появляться варианты завершения рассказа и как следствие – автор начинает понимать что-же в итоге он сможет донести до читателя. Идею.
«Барон убивает воеводу и Людь теряет силы – с пророчеством бороться бесполезно.»
«Во время дуэли выясняется правда и Милана признает правоту Мечеслава – с пророчествами можно бороться»
«Милану оттаскивают от барона, выясняется, что пророчество было ложным, челу убили зря – семь раз отмерь…»
Осталось самое легкое – остановиться на чем-либо и перейти непосредственно к сюжету.
Когда-то я пытался облечь в слова свое понимание того, как сделать текст привлекательным для читателя.
Процесс завис где-то на пункте перехода к сюжету, да так и остался по сути не законченным.
Но чтобы он без дела не болтался, я решил его повесить - вдруг и правда кому-нибудь поможет.
Не ждите никаких долгих выкладок и примеров чужих работ. Кроме того, явно не увидите здесь ни словарных определений, ни сложных доказательств того или иного суждения. Соответственно, не факт, что будет привязка к стандартным литературным определениям.
Исключительно короткие зарисовки на заданную тему.
Идея.
Процесс завис где-то на пункте перехода к сюжету, да так и остался по сути не законченным.
Но чтобы он без дела не болтался, я решил его повесить - вдруг и правда кому-нибудь поможет.
Не ждите никаких долгих выкладок и примеров чужих работ. Кроме того, явно не увидите здесь ни словарных определений, ни сложных доказательств того или иного суждения. Соответственно, не факт, что будет привязка к стандартным литературным определениям.
Исключительно короткие зарисовки на заданную тему.
Идея.