А еще есть навская лень. Неистребимая и непобедимая, если дело не касается Великого Дома Навь и прибыли.
К вопросу о понимании нелюдей.
Панов, на мой взгляд, никак не может показать персонажей через их действия и слова - все больше в части описаний. Сколько раз Сантьягу называют безжалостным и далеко не всегда приятным в общении. Чего стоит одно только описание: "Характер у него был скверный, но столь свободно комиссар вёл себя с повелителем Тёмного Двора только наедине. В своё время Сантьяга стал сосудом, в который повелитель Тёмного Двора поместил всё, что мешало ему стать идеальным лидером Нави: невоздержанность и чрезмерную агрессивность, подлость и лицемерие, тягу к роскоши и все желания, которые переполняли величайшего мага Тёмного Двора, готовившегося стать князем. " Примерно то же (скверный характер, беспринципность, жесткость и жестокость) приписывают и всем навам. Однако поведение всех навов, в том числе и комиссара напрямую противоречит всем описаниям. Они любезны, сдержаны, спокойны и единственный раз когда мы видим нава взбешенным - это в сцене разговора с представителями всех семей Великого Дома. Плюс комиссар несколько раз тоже проявлял агрессию, но все тоже вполне в пределах разумного.
(кстати, все тоже самое могу сказать и о Яне - она описывается как умная женщина, успешный наемник и т.п., но по её действиям и словам этого не видно в той превосходной степени, в которой заявлено...)
Но Яна - это Яна. Меня гиперборейская ведьма никогда особо не интересовала и вряд ли заинтересует (если только не как объект исследования). А вот то, как большинство воспринимает Навь...
Навы действительно жестокие и жесткие. Прагматичные, эгоистичные, жадные, спокойные. Вместе с этим - эмоциональные, со взрывным характером, отходчивые. Не злопамятны - просто память на все хорошая.
Но самое главное - ни в коем случае нельзя поступки навов оценивать с точки зрения категорий доброты, морали, нравственности. Такого понятия в Нави просто нет. Хорошо то, что хорошо для Нави и для каждого конкретного нава в частности.
При этом (на примере) тот же Ортега, что изобразил для девочки Деда Мороза, и заботливо поправлял халат на ней, спокойно передал бы девочку комиссару, прекрасно зная, для каких целей и с каким сходом. Без малейшего угрызения совести - потому что для него челы - расходный материал. Не более того. В нужный момент расходным материалом станет кто угодно, не являющийся вассалом Нави. А потом просто Служба Утилизации и оплаченный счет.
За убитого нава или шаса месть - смерть всех родственников убийцы до седьмого колена. И только не потому, что это внятный ход для устрашения, но и потому что Навь очень высоко ценит "своих". И здесь психология "они такие же как мы" не действует. Ни в одном из направлений.
Ни для челов, которые пытаются очеловечивать навов. Ни для навов, которые воспринимают всех другими. Да, окружающие - разумные существа и с этим надо считаться. Но прав у этих окружающих нет никаких. Принцип простейших процессов на уровне инстинктов - побеждает сильнейший. Слабым в этом мире делать просто нечего.
Вот именно этого восприятия того что написано - на уровне действий и слов, на уровне ощущения от персонажей - не хватает в книгах Панова.
Даже упоминание в "Кафедре странников" о том, что во Внешних мирах о навах говорят очень много плохого - смотрится чужеродно. Потому что субъективное ощущение от Нави у всех другое, а значит как навы - сильные, мудрые и справедливые могут быть подлыми, жестокими и страшными?
Никак. Потому что не могут.
Потому что на самом деле они такие и есть - сильные, подлые, прагматичные, жестокие и эгоистичные. А галантность, спокойствие и справедливость от того, что ко всему прочему еще и умные.
о критике - заявки получил - "критику" пишу.
А еще есть навская лень. Неистребимая и непобедимая, если дело не касается Великого Дома Навь и прибыли.
К вопросу о понимании нелюдей.
о критике - заявки получил - "критику" пишу.
К вопросу о понимании нелюдей.
о критике - заявки получил - "критику" пишу.